С какого возраста можно учить ребенка читать?

с какого возраста можно учить ребенка читатьКак я научилась читать? Все началось с магнитной азбуки, которую подарила мне мама. Игрушек в нашем доме было не так много, поэтому я полностью сосредоточилась на изучении букв, соединяя их в слоги, а слоги — в слова. В четыре года я бегло читала и в детском саду, вместо того, чтобы играть с куклами, сидела в укромном уголке с толстой потрепанной книгой сказок, которую выпросила у воспитателя. Большинство же моих сверстников осваивали грамоту с помощью школьной программы.

Современные дети другие. Многие из них умеют читать уже до школы. Этому содействуют родители, следуя методикам раннего развития. Некоторые из этих методик, например Павла Тюленева, содержат обещания, что малыши научатся читать к двум годам своей жизни. Но вот остается открытым следующий вопрос: полезно ли для детей такое раннее развитие? И еще вопрос: с какого возраста можно учить ребенка читать?

В отношении первого вопроса «полезно ли для детей раннее развитие?» однажды встретила интересную информацию. Перескажу некоторые мысли.

Суть такова, что следуя методу раннего развития, мы не даем ребенку возможности прогрессировать естественным образом. Психологическое развитие ребенка проходит несколько этапов: сенсорно-моторный (до 2 лет, когда малыш познает мир через тактильные ощущения), образный (до 7 лет, когда он осваивает речь, знакомится с реальностью через символическую игру, осознает собственное «я») и логический (после 7 лет, когда ребенок учится сопоставлять факты, выстраивать логическую цепочку, принимать самостоятельные решения). Чтение относится к разряду логических операций, и учить ребенка читать, когда он еще не прошел этап символической игры — значит идти против законов природы.

Психологи отмечают, что настойчивые попытки обучить малыша чтению в раннем возрасте могут сыграть злую шутку. Если ребенок научится читать раньше, чем разговаривать, то могут возникнуть проблемы в живом общении, задержка речевого развития.

Если у малыша еще не сформирована пространственная ориентация, и он путает «право» с «лево», это может сказаться на чтении. Например, ребенок будет читать слово с той буквы, которая ему нравится, или «видеть» слово в зеркальном отражении.

С тем, что малыш должен пройти определенные этапы в своем развитии, согласятся многие мамы, убедившись в этом на собственном опыте. Может у вас тоже так случилось, что малыш, в 3-4 года зная буквы и даже умея объединять их в слоги, осознанно и главное с удовольствием, начал читать только к 6-7 годам? Поэтому возникает еще один вопрос: а стоит ли торопиться?

Так с какого возраста можно учить ребенка читать? Может стоит отказаться от всяких попыток развивать его с раннего возраста?

На самом деле никаких четких возрастных норм не существует. Все индивидуально. Кто-то из малышей уже к 4 годам и разговаривает, и читает легко. Кому-то чтение дается с трудом.

Главное правило — никакого давления, нажима и тем более, словесного или физического насилия! Если вы видите, что ребенок легко воспринимает информацию, и ему это нравится, то пользуйтесь моментом и обучайте малыша чтению.

Если малыш замыкается в себе из-за ваших попыток научить его читать, измените тактику. Иначе вы рискуете воспитать ребенка, ненавидящего учебу. Ненавязчиво, понемногу, в игровой форме учите ребенка читать. Именно такие рекомендации мне дала подруга, учитель младших классов по образованию и по призванию, когда увидела, как я пытаюсь обучить чтению свою старшенькую. Вняв совету, я вскоре увидела положительные результаты.

Не расстраивайтесь, если ваш малыш знает только отдельные буквы, тогда как соседский мальчик такого же возраста бегло читает. На практике известно много случаев, когда дети, научившиеся читать позже, догнали и перегнали своих школьных сотоварищей, читающих с раннего детства. Будьте терпеливы, и у вас все получится!

2431 Просмотров
Поделись с друзьями!

Главная » Полезные советы родителям » С какого возраста можно учить ребенка читать?
С какого возраста можно учить ребенка читать?: 14 комментариев
  1. Анжелика
    Ответ для Анжелика

    Я стараюсь не торопить ребенка, пусть все происходит естественным образом. Он как-то сам, без моих обучений научился считать, уже знает буквы, слоги, и читать сам научится, когда придет время. Сидеть его учить, тем более заставлять считаю бесполезной тратой времени, можно только желание к учебе отбить.

    • Elena
      Ответ для Elena

      Анжелика, хорошо, если у ребенка есть желание, тогда действительно все произойдет естественным образом. В этом смысле вам повезло. 🙂 А когда желания нет, приходится побуждать! 🙂

  2. Ольга
    Ответ для Ольга

    Лена, читая статью, видела себя в детстве. Тоже научилась читать около 5 лет. Играла в игру: составляла по картинке слова. И очень спешила, так хотела уметь читать. А когда научилась, то книги из рук уже не выпускала. Много очень читала. Сейчас не так часто читаю. Глаза уже болят, да и времени не очень хватает.

    А вот моя внучка буквы уже все знала с 4 лет, даже раньше. Но просто называла по картинке буквы, придумывала слова на эту букву. А теперь в 5.5 лет я уже с ней начала заниматься чтением. Купила азбуку Жуковой. Уже слоги научилась складывать правильно. Читает понемногу слова и предложения.

    Но дело в том, что это я делать ежедневно не могу, т.к. она у меня не каждый день находится. А родителям особо некогда. Так научимся читать не спеша к школе.

    А мои дочери тоже в 5 лет учились читать. Не заставляла насильно, а тоже в игровой форме.

    • Elena
      Ответ для Elena

      Оля, как раз к школе успеете. Ваша Юлечка в следующем году в школу пойдет, как я понимаю? Времени еще вагон и большая тележка. Да еще с такой бабушкой, как ты, внучка скоро будет так легко читать, как семечки щелкать. 🙂

  3. Наталья
    Ответ для Наталья

    Здравствуйте!

    Знать буквы и складывать их в слоги — это не совсем рядом, как хотелось бы многим мамам.

    Например, моя дочь знала все буквы ещё к трём годам, так как легко запоминала (до сих пор так) и ей было интересно. Педагог в лицей садике сказал, что их не будут учить читать, так как не все дети разговаривают, да и просто рано. Тем более сейчас учат не буквы, а звуки.

    Индивидуальность есть у каждого, и это хорошо.

  4. Юрий Снега
    Ответ для Юрий

    Вспомнил своё детство. Научился читать в возрасте пяти лет. Основной причиной послужило желание узнать «что будет дальше?» — это когда кто-то из родителей читал мне книгу и, естественно, чтение рано или поздно заканчивалось. А очень хотелось ещё и ещё… Вот и пришлось научиться читать самостоятельно, ради продолжения книжных историй, уже не завися от взрослых. Тем более, родители мои устремления в этом вопросе только поддерживали.

    Сейчас младшего сына (1,4 года) не заставляю обязательно учить буквы с прицелом на раннее чтение, но читаю, читаю, читаю… Думаю, опыт моего детства сработает в очередной раз. Тем более, в доме достаточно большая библиотека. Ведь и присутствие книг рядом с ребёнком тоже очень обязательно.

    • Elena
      Ответ для Elena

      Юрий, это кстати хороший способ — прервать чтение на самом интересном месте) Многие родители используют его. Спасибо, что напомнили. И я согласна на 100% — доступ ребенка к книгам должен быть свободен, и выбор книг должен быть достаточно большим. Думаю, ваш сын пойдет по вашим стопам)

  5. Ольга
    Ответ для Ольга

    Каждый ребенок — это индивидуальность и это нужно помнить! Каждый начинает читать и писать в разном возрасте, но пробовать учиться надо уже с 3-х лет. Можно это делать в игровой форме, как у нас в садике, тогда этот процесс пойдет быстрее. Мы в 3 уже знали все буквы!

  6. Алексей
    Ответ для Алексей

    Зачем торопить события и зачем ребёнка лишать детства. Детство — это познание мира через общение. Познание же мира через информацию из книг ребёнку хватит времени и после детства.

    • Elena
      Ответ для Elena

      Алексей, речь и идет о том, чтобы не навязывать обучение, если малыш не готов к нему. Или изменить форму. А как рано или не рано — это вопрос личного порядка. Скажу о себе: очень рада, что рано научилась читать. В детстве события из книги превращаются в реальность. Ты читаешь и как бы сам участвуешь, находишься среди персонажей, ощущаешь запахи, шелест листвы, шум прибоя. Во взрослой жизни нужно хорошо поднапрячься, чтобы испытать подобные чувства при чтении.

  7. Ольга
    Ответ для Ольга

    Моему сыночку сейчас два года и 8 месяцев, говорит от все и обо всем. Мы много внимания уделяем развивающим занятиям дома, занимаемся творчеством, подвижными играми, ролевыми, сюжетными, ему нравится считать (я ему этого не навязываю), сравнивать, рассматривать картинки и слушать мое чтение, он очень наблюдательный. Иногда спрашивает, про буквы, я не лишаю его информации (называю звуки), но специально обучать чтению пока не буду, пока не проснется истинный интерес.

    На мой взгляд все споры про пользу и вред раннего развития порождаются тем, что просто происходит подмен понятий «развитие» и «обучение». Я абсолютна согласна с вами, что многие родители из благих намерений слишком жестко форсируют события и стараются как можно раньше научить читать, считать, т.е. сделать все «как можно раньше». НО суть раннего развития ведь не в том, чтобы прожить ребенку год за три, а в том, чтобы с раннего возраста насытить его среду, показать ему возможности мира, научить интересоваться и думать, удивляться и радоваться.

    • Elena
      Ответ для Elena

      Ольга, я тоже так думаю. Одна крайность — «форсировать события», вторая — пускать все на самотек. Развивать ребенка нужно обязательно, но все должно быть в меру.

  8. Елена
    Ответ для Елена

    Я тоже рано научилась читать.

    Сын в 1,5 года уже разговаривал, сейчас нам 2, отлично щебечет предложениями, рассуждает, используя слова — возможно, наверное и т.п. А буквы учить пока не хочет. Но я не насилую, если получится выучить в игре — хорошо, нет — еще научится в жизни. Главное, чтобы давление со стороны родителей не отбило у ребенка желание читать.

  9. julia
    Ответ для julia

    Меня моя мама тоже рано научила читать. Но ещё она привила мне любовь к чтению. Поэтому я думаю, что важнее не научиться чтению, а полюбить чтение. Только тогда ребёнок будет читать с удовольствием, а не из-под палки.

Добавить комментарий