Мария Монтессори стала известной благодаря разработанной ею педагогической системе, которая изначально была рассчитана на умственно отсталых детей. Со временем она стала заниматься с детьми, у которых не наблюдалось никаких отклонений в интеллектуальном развитии.
Методика Монтессори основывается на индивидуальном подходе преподавателя к каждому ребенку. Просто создается такая специальная развивающая среда, в которой ему самому захочется проявить свои индивидуальные способности. Таким образом, ребенок развивается в своем направлении и ритме.
Содержание
Принципы методики Марии Монтессори
1. Отсутствие наказаний, чрезмерного вовлечения в процесс развития, а также поощрений. Кроме того, нет соревнований и сравнения с другими детьми.
2. Самостоятельный выбор ребенком развивающих материалов и продолжительности занятий по ним.
3. Отсутствие традиционных уроков. Все занятия проходят в игровой форме.
4. Учитель не обучает, а только руководит самостоятельной деятельностью ребенка.
Методика Марии Монтессори имеет несколько положительных аспектов
1. Она учит родителей малыша показывать многообразие мира с помощью простых Монтессори-материалов, например, пипетки или ситечка.
2. Простые материалы у детей младенческого возраста способствуют развитию тактильных, зрительных ощущений, то есть развитию сенсорных способностей. Играя с предметами, ребенок изучает их цвет, форму и размер. Например, складывает пирамидку или выставляет цилиндры от большего к меньшему.
3. Детки постарше с помощью специальных деревянных материалов учатся концентрировать свое внимание на определенных предметах, а также развивают мелкую и крупную моторику.
4. Монтессори-материалы дают каждому ребенку возможность контролировать свои ошибки, то есть самостоятельно их находить и исправлять.
Специально были созданы Монтессори-классы, в которых ребенок может заниматься обычными упражнениями, встречающимися в практической жизни, как самостоятельно, так и совместно с другими детьми. Все материалы для упражнений по цвету, норме, удобству, величине отвечают детским потребностям. Наиболее привлекательными для ребенка являются те упражнения, с которыми он сталкивается у себя дома. Для ребенка до трех лет такая деятельность будет являться самоцелью: он разливает из чашки на пол воду только из желания лить без ожидания прямого результата. Для детей постарше уже будет важен сам результат совершенных им действий.
Рассмотрим упражнение по переливанию воды. В основном его применяют для детей около трех лет. Учитель берет лейку со слегка подкрашенной водой и медленными движениями переливает в пустой рядом стоящий сосуд. Когда его наполнит, берет тряпку и вытирает разлившиеся капли воды на столе. Затем снова переливает воду из сосуда в лейку. И так продолжает делать до тех пор, пока ребенок сам не вовлечется в этот процесс.
С детьми этой же возрастной группы проводят и другие упражнения, способствующие развитию моторики, координации движений. Например, завязывают и развязывают банты, застегивают и расстегивают большие и маленькие пуговицы.
Для детей после трех лет применяют упражнение ходьбу по линии, способствующее тренировке равновесия и координации движений. Учитель единожды проходит перед детьми по линии, показывая постановку ступни вдоль линии. Затем каждый ребенок начинает выполнять это упражнение в легкой обуви самостоятельно.
И подобных упражнений достаточно много. Главное, чтобы у ребенка появилось желание их выполнять.