Когда в семье есть близнецы, возникает интересная психологическая ситуация, влияющая на отношения детей между собой и с окружающими. Особенности близнецов в общении и в том, что они могут в разной степени зависеть друг от друга.
Содержание
Сегодня – доминирующий, завтра – зависимый
Ситуация доминирования у близнецов является довольно частой. Причем, не всегда один из детей берет на себя роль постоянного лидера. Близнецы могут доминировать по очереди. Обычно ребенок становится главным в паре не более чем на день.
Иногда роли меняются в зависимости от окружения и рода деятельности. Например, один из близнецов может быть ведущим в школе или в общении со сверстниками, а дома, в кругу семьи, ситуация может поменяться.
Если отношения в паре строго закреплены и лидер всегда один, это может негативно сказываться на развитии и социализации ребятишек. Так, зависимый ребенок обычно более замкнут, хуже учится, сложно сходится с другими людьми. Но и доминирующий близнец может испытывать трудности в общении. Он привык быть главным и в отсутствие зависимого брата (сестры) теряется.
Степени зависимости
Особенности близнецов проявляются в силе связи между ними. Психологи выделяют три своеобразные роли во взаимоотношениях близнецов: зависимый в меру, тесно привязанный и индивидуалист в крайней степени. Дети в близнецовой паре могут относиться как к одному типу, например, оба индивидуалисты, так и к разным – один зависимый в меру, а другой сильно зависимый.
Наиболее благоприятно, когда дети в меру зависимы друг от друга. Они умеют общаться как вместе, так и по отдельности. С возрастом у них появляются свои интересы, хобби, друзья. Они хорошо учатся, могут посещать разные кружки. При этом у них очень хорошие и довольно близкие отношения друг с другом.
Тесно привязанные дети болезненно воспринимают даже недолгую разлуку с близнецом. Им сложно выстраивать отношения с другими детьми. Иногда при сильной привязанности ребенок перестает ощущать свою индивидуальность – не узнает себя в зеркале и на семейных фото, откликается на имя близнеца.
Другая крайность, когда ребенок считает, что наличие брата (или сестры) – это прямая угроза его неповторимости. Крайние индивидуалисты стараются стать непохожими на близнеца, делают все наперекор, постоянно соревнуются с близнецом. Они противопоставляют себя брату (сестре). Если что-то у них получается хуже, они могут вовсе отказаться от таких занятий. Например, если не удается превзойти близнеца в учебе, они совсем перестают заниматься. Такие дети могут отстаивать свою непохожесть в открытых конфликтах и даже с применением силы.
Подобные типажи в реальной жизни не всегда встречаются в чистом виде. Ребенок может иметь признаки нескольких типов сразу, роли в близнецовой паре могут меняться с течением жизни и в зависимости от ситуации.
Как понять близнецов и помочь им найти равновесие?
Старайтесь с раннего возраста создавать такие ситуации, когда близнецы общаются не только между собой, но и с другими детьми. Если доминирует только один ребенок, попытайтесь создать такие условия, чтобы дети могли примерить разные роли. Например, в игре со старшими ребятами доминирующий ребенок поймет, что значит подчиняться. А зависимый может проявить себя в компании ребятишек чуть младше.
Психологи не советуют называть детей похожими именами, например, Алина и Элина. Дети должны чувствовать индивидуальность. Пусть у каждого из ребят, помимо общих, будут личные игрушки. Психологи также не рекомендуют одевать близнецов «под копирку».
Родители и педагоги должны действовать очень осторожно и тактично, чтобы полностью не разрушить связь между детьми. Они должны знать, что всегда могут найти поддержку друг в друге.