Мелкая моторика — важная составляющая роста ребенка. Ученые доказали, что формирование некоторых мозговых центров тесно связано с ее развитием.
Содержание
Мелкая моторика — большая дорога в жизнь
Держит ли ваш ребенок карандаш, ножницы или надевает платье на куклу — все это требует точного движения мелких мышц, чтобы удовлетворительно выполнить свою задачу. Когда ребенок улучшает мелкую моторику, он развивает мелкие мышцы рук. Если повторять движения снова и снова, мышцы запоминают движения (так называемая «мышечная память») и движения становятся автоматическими.
Даже в наш век высоких технологий важно с легкостью манипулировать карандашом и ручкой. Ребенку необходима хорошо развитая мелкая моторика, чтобы правильно держать карандаш и перемещать его всеми сложными способами, нужными для рисования. Другой важный навык — пользование ножницами. Для этого нужно иметь хорошо развитые мышцы большого, указательного, среднего пальца и запястья.
Ярким примером тренировки мелких мышц является процесс обучения игре на пианино. Сначала человек медленно и хаотично перебирает клавиши, но при продолжении практики начинает играть плавно, не задумываясь, на какую клавишу нажать.
Поощряете ли вы развитие мелкой моторики?
Малыши любознательны, поэтому их не нужно подталкивать, чтобы испытывать новые вещи и навыки. Однако быстро у ребенка ничего не получится. Но, если его поощрять, поддерживать и уделять много времени для обучения — он вас может удивить. Сначала нужно дать ему попробовать свои силы в простых задачах, таких, как: одевание (он может начать занятия с продевания пуговиц через петли), и готовки завтрака (намазывать ложкой с вареньем кусочек хлеба). Больше интереса занятиям придаст разнообразие, поэтому нужно менять занятия и поощрять новые.
Простые упражнения для улучшения мелкой моторики
Вам не нужны сложные игрушки или приспособления, чтобы помочь ребенку развить мелкую моторику. Большинство вещей, которые потребуются, вероятно, уже есть в вашем доме в шкафу или столе.
Если у вас выпадет несколько свободных минут, пробуйте заниматься с ребенком этими простыми упражнениями. Чем чаще, тем лучше. Практика поможет ребенку развить сильную мелкую моторику:
Игра с губкой в ванной
Бросьте в ванну игрушки, чашки, мерные кружки, губки и пусть ребенок, принимая ванну, наливает и выливает воду, выживает мочалку. Процедура купания станет намного интереснее.
«Работа» с зеленым горошком
Купите зеленый горошек. Покажите ребенку, как горох скрывается внутри стручков. Малыш может выбрать все горошины в тарелку, ополоснуть их и съесть.
Игры с пряжей
Попросите ребенка удержать кончик пряжи в руках тогда, как вы пытаетесь вытащить эту нитку из его пальцев.
Игра с пипеткой
Пусть ребенок использует пипетку для переливания воды из одной небольшой тарелочки в другую. Сделать эту деятельность более увлекательной поможет добавление в воду пищевых красок. Малыш может сочетать цвета, переливая жидкость с двух разных чашек в третью, экспериментировать с колером.
Пинцет в развитии мелкой моторики
Пластмассовый пинцет является прекрасным инструментов для того, чтобы помочь укрепить мышцы пальцев и рук. Ребенку нужно подавать или носить им мелкие предметы. Попросите его переложить ватные шарики из одной небольшой тарелки в другую. Можно использовать пинцет для разделения двух видов зерновых в разные емкости или попросить малыша, чтобы он подбирал мягкие кусочки зефира из чашки сухих овсяных хлопьев.
Бумажные куклы
Игра с бумажными куклами обеспечат ребенку фантастическую возможность наработать несколько важных навыков. Вырезание и складывание частей могут увлечь детей на несколько часов. Начинайте вырезать кукол и наряды большого размера и постепенно переходите к меньшим.
Есть ли зависимость между состоянием мелкой моторики и всесторонним развитием ребенка? Да. Чем лучше он работает пальчиками — тем лучше думает и говорит.
Расстройства в развитии моторики могут быть результатом более серьезного неврологического расстройства. Здесь, конечно, нужна консультация врача. Однако, терпеливая и длительная работа в развитии моторики с любым ребенком может предотвратить возникновение проблем.